Новости:

После прохождения регистрации на форуме ваша учётная запись активируется ВРУЧНУЮ!
Для этого пишите админу: https://vk.com/id4492 или https://vk.com/id34828400, телефон +79175785382. Если не получилось, всё равно пишите туда же, разберусь и помогу!
ИНТЕРЕСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ВИДНЫ ТОЛЬКО ЗАЛОГИНЕННЫМ ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ
Конкурс на активность: https://www.electrichking.org/index.php?topic=1231.msg22759#new

Главное меню

Сюжетные архетипы

Автор Taran, января 24, 2013, 21:12:53

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Taran

Сюжетные архетипы

Всемирная литература выработала определенные сюжетные архетипы, которые повторяются из произведения в произведение на протяжении веков. Их можно подразделить на следующие категории:

• Путешествие — герои отправляются в путь, чтобы найти что-либо или кого-либо. Другой вариант — возвращение домой. Путешественники встречаются с необычными людьми и попадают в необычные ситуации. Пример: "Властелин колец" Дж. Р.Р. Толкиена.

• Преследование — герой либо ловит кого-то, либо сам скрывается от погони. Пример: "Преступление и наказание" Ф. Достоевского.

• Спасение — герой должен быть жертвой, зачастую несправедливо наказанной. Самостоятельно или с помощью друзей он выпутывается из тяжелой ситуации. Пример: "Рита Хейворт, или Побег из Шоушенка" С. Кинга.

• Месть — герой пострадал от злодеев и теперь жаждет их наказать. Основной мотив: восстановление справедливости. Пример: "Граф Монте-Кристо" А. Дюма.

• Загадка — читателю предлагается ребус, отгадка которого лежит на поверхности. Этот сюжетный архетип используется, в первую очередь, в детективах. Пример — "Код да Винчи" Д. Брауна.

• Противостояние. Ключевой момент — противостояние двух сил: либо равных друг другу, либо находящихся в разных весовых категориях. Пример: "Завтра была война" Б. Васильева.

• Взросление — герой-ребенок растет и познает жизнь. Пример: "Приключения Тома Сойера" М. Твена.

• Искушение — конфликт основан на эмоциях героя. Он понимает, что идет к гибели, но не в силах противостоять своим желаниям. Пример: "Лолита" В. Набокова.

• Преображение — герой меняется в лучшую сторону в результате обретения любви, веры, новой идеологии и т.п. Пример: "Воскресение" Л. Толстого.

• Любовь — герои встречаются, влюбляются и, преодолев все препятствия, соединяют сердца (альтернативные варианты: теряют друг друга, один или оба главных героя гибнут). Пример: "Графиня де Монсоро" А. Дюма.

• Жертвенность — герой жертвует всем ради высоких идеалов или счастья близких. Пример: "Русалочка" Г.-Х. Андерсена.

• Разложение — герой постепенно деградирует. Пример: "Портрет Дориана Грея" О. Уайльда.

• Открытие — человек познает истину о себе или окружающем мире. Пример: "Собачье сердце" М. Булгакова.

• Из грязи в князи или Из князей в грязь — история возвышения или падения человека. Пример: "Похождения Невзорова или Ибикус" А. Толстого.

В рамках вышеупомянутых архетипов написано подавляющее большинство литературных произведений. В некоторых романах может переплетаться несколько архетипов: например, в "Войне и мире" Л. Толстого мы видим и "Любовь", и "Жертвенность", и "Преображение", и "Противостояние", и "Взросление".

Несмотря на то, что любое художественное произведение так или иначе вписывается в архетип, автору надо быть особенно осторожным со штампами, то есть поворотами сюжета, которые неоднократно использовались в литературе и кино. С одной стороны, штамп (если речь не идет о пародии) — это практически всегда признак непрофессионализма: у автора не хватает фантазии придумать что-то свое. С другой стороны, штамп — это элемент проверенного временем мифа. Речь идет о своеобразной короткой дороге к сердцу читателя: знакомые с детства сюжеты автоматически вызывают нужные эмоции.

Если мы пишем интеллектуальную прозу или мейнстрим, мы стараемся вообще избегать штампов; если пишем жанровую литературу — используем штампы по минимуму.